Поведенческие факторы со всех сторон: принцип работы и рекомендации по улучшению

Поведенческие факторы (ПФ) — данные о поведении пользователей на сайте и в выдаче, которые поисковые системы учитывают при ранжировании сайтов. Как видите, концепция простая: поисковики существуют ради пользователя, поэтому, если пользователи любят сайт, то и Гугл с Яндексом его начинают любить. И все бы ничего, но стройную логику ломают несколько обстоятельств. В этой статье рассмотрим, насколько весомым фактором ранжирования является поведение пользователей, как работает алгоритм BrowsRank, почему Джон Мюллер из Гугла заявляет, что действия пользователей не влияют на оценку сайта поисковиком и что сделать, чтобы улучшить поведенческие факторы.

Виды поведенческих факторов

Единого и полного списка поведенческих факторов оптимизаторами не выявлено.

Условно разделим ПФ на те, которые замеряются вне сайта (внешние, кликовые, SERM, off-the-page), и поведение пользователей на сайте (on-the-page).

К вешним факторам относят действия пользователя на странице поиска:

  • CTR для сниппета сайта,
  • последний (или единственный клик),
  • возвращение с сайта к поиску.

Факторам поведения пользователя на сайте:

  • число посетителей,
  • среднее количество просмотренных страниц,
  • количество одновременно открытых страниц,
  • соотношение трафика в сравнении с сайтами тематики,
  • возвращение на сайт не из поиска (из закладок, прямой вход),
  • действия пользователей (клики, комментарии, заполнение форм),
  • популярность страницы,
  • скорость загрузки страниц,
  • количество вернувшихся посетителей за период,
  • показатель отказов,
  • популярные страницы выхода с сайта,
  • среднее время на сайте и на отдельных страницах.

Откуда Гугл и Яндекс берут данные о ваших посетителях

С информацией о поведении пользователя на странице поиска (внешние ПФ) вопросов не возникает. А вот насчет сбора данных непосредственно на сайте у оптимизаторов есть сомнения.

Некоторые считают, что поисковым машинам достаточно проанализировать поведение пользователя еще на странице выдачи, поэтому необходимость о сборе данных через Метрику или Аналитикс отпадает. Другие говорят, что браузеры, расширения, системы аналитики, почтовые сервисы и счетчики были созданы недаром, и не использовать информацию, полученную из этих источников, было бы просто глупо.